• Приглашаем посетить наш сайт
    Кулинария (cook-lib.ru)
  • Что такое счастье?

    ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

    Он сидел у порога своего жилища в час перед закатом, когда золотые березы прозрачны, много протянуто паутины между стеблей травы и далеко слышен скрип телег, нагруженных плодами земли.

    Он думал о пройденном пути, и мысли его были покойны, ничто не причиняло ему ни позднего раскаяния, ни сожаления. Путь жизни был пройден честно. И так же честно и покойно должна прийти к нему смерть.

    Скоро в доме послышатся голоса его старухи и дочери, - соберут ужин, за стол сядут дети и внуки, и час еды будет часом доброго общения. Он был счастлив.

    Наверно, когда-нибудь жил такой человек, и его называли счастливым. Но для нас - это лишь добрая сказка.

    Вот он звук как бы тугой струны, - возникает за горизонтом, в минуту, усиливаясь и торопясь, опоясывает небо и стихает по другую сторону горизонта. Это - самолет, охраняющий небо над моей страной. Вот они тяжелые, как дыхание грома, - удары пушек на полигоне. Это орудия, охраняющие землю моей Родины. Мир не спокоен. Право на мирный труд нужно охранять от бешенства фашизма.

    Фашизм ищет разрушения и таит в своих замыслах неизъяснимые ужасы. Человеческий язык слишком простодушен, чтобы передать всю едкость коварства, злобы, алчности и аморальности, которые сеет фашизм.

    Вглядываясь в глубь тысячелетий, мы всегда отмечаем стремление запечатлеть законы справедливости и поставить их на перекрестках дорог древнего мира. Фашизм цинично опрокидывает эти каменные стелы, взрывает культуру от ее возникновения до наших дней и рубит головы за одни мысли о справедливости. Новая чудовищная война опоясывает земной шар. И ни у кого не может быть надежды, - даже у самой мирной, никому не мешающей страны, остаться в стороне от драки.

    Старой невозвратной сказкой стала мечта о тихом счастье мирно пройденного пути... "Не до жиру, быть бы живу", - говорит пословица, и, чтобы быть живу, нужно копать себе подземные убежища, - покой небесной лазури стал страшен, как средневековое виденье ада.

    Вы спрашиваете: что такое счастье? Странный, но своевременный вопрос. Странный потому, что его задает европеец, представитель великой, гордой и самоуверенной цивилизации. Своевременный потому, что становлением вопроса о человеческом счастье гуманитарный мир отгораживает себя от фашизма.

    В самом деле, не стоило человечеству пробиваться от ледниковых тундр к городам современности, упражнять свой удивительный феномен мозга революциями идей - от создания магических рисунков в глубине пещер до разложения атома, чтобы в мозге его навсегда погасла идея счастья. Это значило бы задуть свечу, задуть гений человечества.

    Цель всех усилий социального и экономического строительства у нас в СССР - это человек, его счастье. Мы оставляем фашизму его идею возвращение человека к питекантропу, вооруженному автоматическим ружьем. Мы повторяем, - скоро, очень скоро будет перевернута эта позорная страница горячечного бреда в истории человечества. Мы уверены, что человек, поставленный в условия отсутствия эксплуатации, когда борьба за хлеб насущный есть только всеобщая организованная борьба с природой, когда возможности овладения наукой и наслаждения искусством предоставлены для всех, когда наука и техника служат всеобщему подъему благосостояния и превращению физического труда в умственный труд, - мы уверены, что в таких условиях развитие удивительного феномена - мозга человеческого, всех его духовных сил - неограниченно и беспредельно.

    Неограниченно и беспредельно счастье, которое человек почерпает из полноты своих растущих душевных сил. Строящийся нами реальный мир, с которым связан человек, как дерево - корнями, создает благоприятные условия для его счастья.

    Человек рождается, чтобы быть счастливым, - этот постулат мы должны принять, и большинство проголосует за это. Если счастья не получается нужно устранить условия, мешающие ему, и создать условия, в которых человек должен рождаться для счастья.

    Что же такое счастье? Ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении.

    Условимся не смешивать двух понятий - счастья и блаженства. Блаженство - глубоко индивидуалистическое состояние экстаза, лежащее вне зависимости от моральных координат. Блаженство может испытывать сумасшедший, или ослепший от страсти человек, или даже изувер, раздирающий ногтями свои стигматы. Блаженен влюбленный, которому кажется, что его возлюбленная похожа на полную луну, взошедшую над туманным озером. Блаженно то мгновение творчества, когда сознание изумлено хлынувшими, как сквозь преграду, образами и звуками, стремящимися воплотиться.

    Мы говорим о счастье. Оно, прежде всего, покоится в координатах общественной нравственности. Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. Тот или иной общественный строй или дает, или не дает личности полноту развития всех сил, стремится или обогатить у каждого эту полноту, или похищает у него естественные запасы сил.

    Я не хотел бы, чтобы меня поняли, будто ощущение полноты своих сил находится в какой-то зависимости от возраста человека или от возраста народа. Только в условиях борьбы в одиночку, борьбы всех против всех, борьбы класса против класса, - существует страх перед старостью и старость представляется угасанием всех сил.

    Это неверно. Старости нет, - так думаем мы в Советском Союзе. Старость - это печальный результат неправильной расстановки сил в неправильном общественном строе. В родовом быту старость была полноценна, - о седых бородах слагались поэмы. У нас на Кавказе, где нередко бывает, что дети оказываются двоюродными дедами своих двоюродных внуков, старших их на полсотни лет, - говорят: "Он сильный, он же старик". Современное капиталистическое общество понижает график старости до сорока пяти лет и расточает у фабричных станков человеческие силы бесхозяйственно, цинично и безумно.

    - учат молодежь. Мы создаем все условия для того, чтобы ощущение полноты своих сил и сознание своей общественной необходимости сопутствовали человеку во всем пути его жизни.

    Мы считаем, что дети, все без исключения, у нас, в Советском Союзе, должны быть счастливы. Ничто не должно омрачать роста ребенка, ни искривлять его. В этом одна из главных забот нашего государства. Сеть яслей для малышей охватывает города и деревни. Всеобщее среднее обучение, всеобщие пионерские лагеря и такие лагеря, куда можно попасть только учась "на отлично", стадионы, спортплощадки, клубы, детские театры и кино. Пусть юность растет весело, беспечно и счастливо, пусть у нее будет одна забота: учиться и развивать в себе творческие силы, и одна цель: согласовать полноценность своей личности с общественной пользой, с поступательным движением всего общества.

    В этом все корни счастья, которое растет и ширится и у каждой личности, и у общества.

    Наши недоброжелатели обычно утверждают, будто бы наш общественный строй нивелирует личность. Это неверно. Нивелирует личность тот общественный строй, который выбрасывает подростка на арену экономической борьбы - одного против всех: драться и грызться за кусок хлеба, изощрять свой ум в поисках работы и свои способности - на увиливание от голодной смерти. Нивелирует личность фашизм, силясь механизировать человека, чтобы превратить его в бездумное, бездушное и не отвечающее на рефлексы орудие своей человеконенавистнической воли.

    Молодежь в Советском Союзе идет дорогой внутренних влечений: в науку, в технику, в искусство, в педагогику, в военные училища, в воздушный и морской флот, на общественную работу. Молодежь соревнуется на высшее звание Героя Советского Союза. Понятие - родина, государство - такое же вещественное и близкое, как свой дом. Родина, государство - это то, над чем молодежь неустанно трудится, строя, совершенствуя, изобретая (как, например, стахановское движение, начатое и подхваченное молодежью), внедряя культуру и со всем мужеством вставая на защиту своего отечества, раскинутого от океана до океана. Разве такую жизнь мы не назовем счастьем, - ширящимся, растущим, безграничным?

    импульсы нового общественного строя, - в них, в этих импульсах, непоколебима уверенность в том, что святое святых - это счастье человечества, путь к которому указан.

    Комментарии

    Написана в июле 1939 года. Ответ на обращение шведского журнала к писателям разных стран с анкетой на тему "Что такое счастье?"

    Раздел сайта: