• Приглашаем посетить наш сайт
    Бианки (bianki.lit-info.ru)
  • О нации и о литературе

    О НАЦИИ И О ЛИТЕРАТУРЕ

    Какая разбросанность! Как птицы после выстрела, разлетелись этические понятия, религии, культы и формы. Явились чумазые человечки, с газетным языком, все презрели, исписали мелом все заборы, издерзали все, что можно.

    И большим людям приходится выискивать новые темы все равно о чем и ком, лишь бы не родниться с чумазыми. Но что это? Начало нового? Начать значит утвердиться, значит проследить исход от небытия в грядущее.

    Творчество - продукт группировки эмоциональных воспоминаний. Чем седее прошлое, тем богаче искусство.

    Русская литература прошлого столетия не была матерью настоящей. Она создалась на почве общемировых идей того времени и для нас так же далека и хороша, как западная.

    Прошлого нет, в настоящем издерзались, что же, тупик?

    Нация не может не создать своих песен, своих сказаний, своих героев. Ведь это утро ребенка.

    Язык - душа нации, потерял свою метафоричность, сделался газетным, без цвета и запаха. Его нужно воссоздать таким, чтобы в каждом слове была поэма. Так будет, когда свяжутся представления современного человека и того, первобытного, который творил язык.

    Воссоздаются образы, полные этического величия и нетронутой красоты горящего неба.

    Эрос получит свое место во времени и пространстве; в нем выявится ядро, альфа и омега поэзии - взаимоотношение двух освобожденных индивидуумов.

    И вот, когда литература пробудит всю школу красок и гамм, когда выпьет всю чашу вековой мудрости, наступит время отдать ее всему миру и забыть о нации, как и нация забудет о себе.

    А пока рыцарь в посконных портянках и лыковых лаптях хочет перевернуть мир.

    Я огнеликий ярый воин,

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Тебя, Христос, я, сильный, не приемлю.

    Выходит смесь нижегородского с французским.

    Комментарии

    Первая из опубликованных Толстым литературно-критических статей. Создававшаяся в пору увлечения символистской поэтикой, она отражает противоречия творческого развития молодого писателя (с одной стороны, ориентация на глубинные духовные традиции в сфере языковой культуры, с другой стороны, отталкивание от "газетности" как проявления беспокойной современности, культ эроса, идущий от декаданса).

    Раздел сайта: