• Приглашаем посетить наш сайт
    Бианки (bianki.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1940"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N P R S T U W Y
    Поиск  
    1. Сообщение Специальной Комиссии по установлению и расследованию обстоятельств расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катынском лесу военнопленных польских офицеров
    Входимость: 26. Размер: 86кб.
    2. Акакий Церетели
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    3. О романе "Тихий Дон" Шолохова
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    4. Сказки А.Н. Толстого (из ПСС 10)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    5. Задачи литературы
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    6. Условные сокращения (из примечаний ПСС10)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    7. Волховстрой
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    8. "Три сестры" в постановке В. И. Немировича-Данченко
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    9. Золотой ключик, или Приключения Буратино (пьеса). Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    10. Степан Щипачев. Стихи
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    11. "Горе от ума" в Малом театре
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    12. Об эмиграции
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    13. Касатка. Примечание.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    14. Петр Первый. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    15. Н. Асеев. "Маяковский начинается"
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Сообщение Специальной Комиссии по установлению и расследованию обстоятельств расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катынском лесу военнопленных польских офицеров
    Входимость: 26. Размер: 86кб.
    Часть текста: лесу (близ Смоленска) военнопленных польских офицеров. В состав Комиссии вошли: член Чрезвычайной Государственной Комиссии академик Н. Н. Бурденко (председатель Комиссии), член Чрезвычайной Государственной Комиссии академик Алексей Толстой, член Чрезвычайной Государственной Комиссии Митрополит Николай, председатель Всеславянского Комитета генерал-лейтенант Гундоров А. С.; председатель Исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Колесников С. А., Народный Комиссар просвещения РСФСР академик Потемкин В. П., начальник Главного Военно-Санитарного Управления Красной Армии генерал-полковник Смирнов Е. И., председатель Смоленского облисполкома Мельников Р. Е. Для выполнения поставленной перед нею задачи Комиссия привлекла для участия в своей работе следующих судебно-медицинских экспертов: главного судебно-медицинского эксперта Наркомздрава СССР директора Научно-Исследовательского института судебной медицины Прозоровского В. И., заведующего кафедрой судебной медицины 2-го Московского медицинского института доктора медицинских наук Смольянинова В. М., ст. научного сотрудника Государственного Научно-Исследовательского института судебной...
    2. Акакий Церетели
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: его смерти рабочие и крестьяне Грузии вслед за своими русскими собратьями разорвали оковы. Слились воедино мечты лучших людей нашей многонациональной родины. Наша страна вышла на путь жизни, силы и творчества. Сбылось пророчество Акакия Церетели, который еще в 1881 году говорил: Я вижу, словно с вышки башенной, Родную землю разукрашенной. Я вижу рай, - кусты жасминные, Я слышу песни соловьиные. И шепчут звезды, в небе плавая: "Свободен край, покрытый славою, Дороги горя ныне пройдены, Заре открыты двери родины". Творческая сила народов нашей родины долгие и долгие века была прикована, как Прометей к угрюмым скалам. Ее терзала национальная рознь, разжигаемая искусственно... Сегодня Прометей раскован, чтобы совершить то, что даже аттической поэзии уже казалось сказкой о невозвратно отошедшем золотом веке. Творческие силы народов нашей родины осуществляют золотой век на земле. Прометей несет жизни - идеи коммунизма. Мы, русские писатели и поэты, и вместе с нами весь русский народ знаем, как велики духовные и материальные богатства, духовные и материальные возможности наших братских народов. И среди них мы особенно любим и ценим прекрасную Грузию и сокровища грузинской культуры. Они открылись перед нами как древние сказочные клады. Как бы радовался дружбе наших народов Акакий Церетели! В годы, когда царские чиновники натравливали друг на друга народы Закавказья, Церетели чтил и переводил азербайджанского драматурга и писателя Мирза-Фатали Ахундова, дружил с Ованесом Туманяном и Ваганом Терьяном, а к лучшему своему...
    3. О романе "Тихий Дон" Шолохова
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: художественную высоту? Да, можем и должны. Оценка художественного произведения - это тоже акт творческого дерзания, как и всякое творчество. Можем ли мы к роману "Тихий Дон" Шолохова приложить мерило такой оценки? Книга "Тихий Дон" вызвала и восторги и огорчения среди читателей. Общеизвестно, что много читателей в письмах своих требуют от Шолохова продолжения романа. Конец четвертой книги (вернее, вся та часть повествования, где герой романа Григорий Мелехов, представитель крепкого казачества, талантливый и страстный человек, уходит в бандиты) компрометирует у читателя и мятущийся образ Григория Мелехова, и весь созданный Шолоховым мир образов, - мир, с которым хочется долго жить, так он своеобразен, правдив, столько в нем больших человеческих страстей. Такой конец "Тихого Дона" - замысел или ошибка? Я думаю, что ошибка, причем ошибка в том только случае, если на этой четвертой книге "Тихий Дон" кончается... Но нам кажется, что эта ошибка будет исправлена волей читательских масс, требующих от автора продолжения жизни Григория Мелехова. Почему Шолохов так именно окончил четвертую книгу? Иначе окончить это художественное повествование в тех поставленных автором рамках, в которых оно протекало через четыре тома, - трудно, может быть, даже и...
    4. Сказки А.Н. Толстого (из ПСС 10)
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: «Кот Васька», «Сова и кот», «Козел», «Заяц», «Рачья свадьба», «Мерин», «Верблюд», «Ведьмак», «Полевик», «Муравей», «Куриный бог», «Дикий кур», «Гусак», «Маша и мышка», «Топор», «Картина», «Порточки», «Горшок», «Петушки», «Великан», «Хозяин», «Кикимора», «Звериный царь», «Водяной», «Мишка и леший», «Башкирии», «Серебряная дудочка», «Неугомонное сердце» (под другим названием «Русалка»), «Проклятая десятина», «Иван да Марья», «Иван-царевич и Алая-Алица», «Смирный муж», «Странник и змей», «Богатырь Сидор», «Соломенный жених». В книге сказки еще не были разделены на циклы: «Русалочьи сказки» и «Сорочьи сказки». Это разделение произведено в 1923 году в сборнике Приворот. Замысел сказок по-своему перекликается с замыслом книги «За синими реками» – в особенности это касается цикла «Русалочьих сказок». В их образности и стиле много общего со стихотворениями, но в сказках с большей определенностью выразились, как отметил Толстой, его «детские впечатления» (ПСС, 1, с. 84). О детских впечатлениях, которые отразились в «Сорочьих сказках», Толстой писал в 1929 году: «…я рос один в созерцании, в растворении среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб, весенний шум вод, крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года, рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли; запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг, Мишка Коряшонок и его рассказы… Вот поток дивных явлений, лившийся в глаза, в уши, вдыхаемый, осязаемый» (ПСС, 13, с. 557–558). Детское, светлое, свежее восприятие мира, воссозданное в сказках, осталось близким жизнелюбивому писателю. У него, как у ребенка, широко открыты глаза на мир, новы все впечатления бытия, все удивляет. Писателю свойственна острая...
    5. Задачи литературы
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: литературы (художественной) не может быть задачи. Задача присутствует в действиях логического мышления. Процесс художественного творчества совершается не логическим мышлением, но экстатическим порывом. Художник собирает разбросанные куски жизни (так Изида собирала по нильским тростникам раскиданное тело Озириса). Наблюдательные щупальцы художника прикасаются ко множеству как бы бессмысленно разбросанных вещей. Затем в какую-то одну из минут глубокого волнения перед его взором встает единое целое: творческая идея; все предметы его наблюдения приобретают огромный смысл; волевым порывом он соединяет эти предметы в единое тело, цементируя их живой влагой своих пристрастий, оживляя огнем своей личности. Глыба творческой фантазии отлита. Теперь нужны слова, чтобы претворить ее в жизнь. Тогда-то приходят на помощь логика, опыт, школа, задачи долга и совести. * * * Всем известен пример из психологии сновидения. Человек видит сон, длинную историю: он встречает женщину, чтобы овладеть ею, - совершает ряд преступлений, женщина отвергает его, он ее убивает. Его приговаривают к смертной казни. Он проводит ужасную ночь перед казнью. Его взводят на эшафот. Палач дергает шнурок. Нож гильотины падает ему на шею... Спящий пробуждается. Оказалось, что кусочек резьбы кровати отскочил и упал ему на шею. Удар по шее...
    6. Условные сокращения (из примечаний ПСС10)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Условные сокращения (из примечаний ПСС10) Условные сокращения (из примечаний ПСС10) Блок – Последние дни императорской власти. По неизданным документам составил Александр Блок. Пб., «Алконост», 1921. Бороздина – П. А. Бороздина. А. Н. Толстой и театр. Воронеж, 1974. ГИЗ – А. Н. Толстой. Собрание сочинений в пятнадцати томах. М. – Л., ГИЗ, 1927–1931. Гослитиздат. 1934–1936 – А. Н. Толстой. Собрание сочинений в восьми томах. Л., Гослитиздат, 1934–1936. Гослитиздат. 1958 - 1961 - А. Н. Толстой. Собрание сочинений в десяти томах. М., Гослитиздат, 1958 - 1961. Дневник – Дневники А. Н. Толстого разных лет (ИМЛИ). Зверева – Л. И. Зверева. А. Н. Толстой – мастер исторической драматургии. Львов, «Виша школа», 1982. ИМЛИ – Отдел рукописей Института мировой литературы АН СССР им. А. М. Горького (Москва). Ключевский – В. О. Ключевский. Сочинения, т. II. М., Госполитиздат, 1957. Недра – А. Н. Толстой. Собрание сочинений в пятнадцати томах. М., «Недра», 1929–1930. ПСС – А. Н. Толстой. Полное собрание сочинений в пятнадцати томах. М., Гослитиздат, 1946–1953. Пьесы – А. Н. Толстой. Пьесы. М. – Л., «Искусство», 1940. Скрынников – Р. Г. Скрынников. Иван Грозный. М., «Наука», 1983. СС – А. Н. Толстой. Собрание сочинений в десяти томах. М, Гослитиздат, 1958–1961. Крестинский - Ю. А. Крестинский. Жизнь и творчество. М., Изд-во АН СССР, 1960. О литературе - "Алексей Толстой о литературе". М., "Советский писатель", 1956. О литературе и искусстве - "А. Н. Толстой о литературе и искусстве". М., "Советский писатель", 1984. Познание счастья - Алексей Толстой. Познание счастья. М., "Молодая гвардия", 1981.
    7. Волховстрой
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: Милый молодой человек, встретивший нас, указывает рукой туда, где ничего не видно, и говорит, что вон там - то-то, а там - то-то. Подувает ледяной ветерок. Но вот, неожиданно, совсем близко, поднимается в небе сквозная громада железнодорожного моста; и сейчас же за заворотом - черный, кипящий Волхов, весь в отблесках света. Дальний, обрывистый берег его - в снегу. На нем рассыпаны тысячи электрических огней. Дымы костров и клубы паровозного дыма. Решетчатые очертания кранов. Шесты, леса, дальше - груды лесов, хаос лесов. Свистки паровозов, дымы, дымы. Линейки бегущих поездов. Грохоты взрывов. Гудки. По отблескивающим струям Волхова сыплют искрами пароходики. Час ночи. Работа на полном ходу. Это Волховстрой. Года три тому назад здесь был еще семнадцатый век. На мирном Волхове, в порогах, ловили сигов. (О сигах подробно далее.) Убогие деревеньки жили кое-как. По осени местные лоцмана, водившие караваны с хлебом по Волхову, топили честь честью в порогах, ежегодно, две баржи, - непременно с пеклеванной мукой, не портящейся от воды. Купцы так это и знали, и местные жители так это и знали, и когда на реке начинался крик и раздавались древние слова, бежали ото всех деревень таскать из воды муку, которую тут же и покупали по рублю мешок. Шестьдесят тысяч пудов пеклеванной муки, таким образом, распределялось на местных жителей. Бог не обидит, свинья не съест, жили ничего себе. Но вот в 18 году пришли питерские, сколотили сарай, сложили туда инвентарь, - всего инвентаря было шесть топоров. Питерские сказали, что приехали строить в этом месте гидроэлектрическую станцию на восемьдесят тысяч лошадиных сил, самую большую в Европе. Местные жители ложились на землю от смеха, - шестью топорами инвентаря, на советских деньгах строить самую большую в Европе станцию! Продолжали ловить сигов. Но питерские, несмотря на смех местных...
    8. "Три сестры" в постановке В. И. Немировича-Данченко
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: Ивановича, с особенной яркостью отразившейся в спектакле "Три сестры". Когда Владимир Иванович задумал новую - теперешнюю - постановку этой пьесы, участники первой, дореволюционной, постановки "Трех сестер", которая для Художественного театра была тогда настоящей победой, не могли представить, что в этой пьесе можно найти нового... "Как ее можно углубить? Как он ее может перечесть заново? Нам казалось, что все уже сказано и лучше не скажешь..." (Москвин - в прениях.) Владимир Иванович не только смог заново прочесть пьесу, но заставил ее зазвучать по-новому в нашей современности... "Владимир Иванович повернул трех сестер в зрительный зал, и напряженные глаза прошлого взглянули в глаза современных людей. Это был встречный взгляд, который так редко удается в искусстве..." (Михоэлс - в прениях). Тема первой, дореволюционной, постановки "Трех сестер" представляется нам как типичное противоречие для русской интеллигенции того времени: высокая мечта о прекрасном и бессилие мечтателей. Отсюда - хрупкость человеческой красоты в столкновении с грубой, животной, мещанской действительностью. Старый спектакль был лирической повестью о прекрасных русских людях, предпочитающих печаль неосуществившейся мечты - грубому усилию, которое могло бы устроить их личную судьбу. Но в "Трех сестрах" заключена и другая тема, более глубокая и долговечная, - ее-то и вскрыл Владимир Иванович в новой постановке. Это тема - национальная, патриотическая, - об особенной, неповторимой моральной красоте русских людей. Осознанная моральная высота, - ставшая моральной прочностью, - другую часть русской интеллигенции, выбравшей революционный путь борьбы, повела к Октябрю. Так тема о моральной красоте трех сестер смыкается в нашей...
    9. Золотой ключик, или Приключения Буратино (пьеса). Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Золотой ключик, или Приключения Буратино (пьеса). Примечания. Примечания Золотой ключик Творческая история «Золотого ключика, или Приключений Буратино» началась с переделки и обработки Толстым повести итальянского писателя Карло Коллоди (наст, фамилия Лоренцини, 1826–1890) «Приключение Пиноккио. История одной марионетки» («Le aventure di Pinocchio, storia di un burattino», 1881–1883, отдельное издание – Впервые – газ. «Пионерская правда», 1935, № 147–152, 154–157, 159–167 (7 ноября – 30 декабря); 1936, № 2–9 (2—18 января); отдельным изданием – Детиздат. Л., 1936. Печатается по последней прижизненной редакции: «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Рис. А. Каневского. М. – Л., Детгиз, 1943. Сказка-пьеса была впервые поставлена в 1938 году, в Центральном детском театре (Москва), в печати появилась отдельным изданием: «Золотой ключик». Пьеса в 3-х действиях для самодеятельного детского театра. Музыка Л. А. Половинкина. М. – Л., Детиздат, 1939, 56 с. Была включена автором в сборник: А. Н. Толстой. Пьесы. «Искусство». М., 1940, с. 245–290. Воспроизводится по этому изданию.
    10. Степан Щипачев. Стихи
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: глядели в сельские просторы, Где за сохой крошился тощий пласт, Единственные матери, которым Слезами горе не мутило глаз. Подтекст этих двух последних строк можно раскрыть в целую поэму, трагическую и гневную... Или - из маленького стихотворения "Вступление в Чертков". Идут машины по дорогам тесным, Поблескивают танки в стороне. Сентябрьский дождь струится по броне, И даже дождь нам кажется железным. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .цветами Встречают нас, и радуга над нами Как арка триумфальная стоит. Логично, эмоционально развивающийся реальный образ в концовке вдруг поднимается до социального обобщения. Метод Щипачева и есть наш социалистический реализм. Известно его стихотворение "О любви". Молодой буденновский боец целовал девчонку в жизни в первый раз. Но запела труба эскадрона, он умчался в атаку и был убит. Шли года... ...Незнакомый друг мой дорогой... Ты влюблен, ты обо всем забыл... А быть может, счастлив ты в любви Потому, что он не долюбил. Эта концовка - почти уже пословица. Так может сказать о любви только советский поэт, для которого закон жизни - это: "Один за всех и все за одного". Стихотворение "По дороге в совхоз" рассказывает, как шли учитель и незнакомая девушка, налетел дождь, они - под деревом накрылись одним плащом... ...Идет в район машина. Водителю смешно: Стоят накрывшись двое, А дождь прошел давно. Это могло бы быть только анекдотом, если бы это не было продиктовано чувством жизнерадостности, рождающим веселый, добрый смех. Это здоровая советская лирика. Величие природы ведет мысль поэта к величию главной советской темы: Ты молча смотришь на Эльбрус, Рюкзак на плечи надевая, До самых звезд...