• Приглашаем посетить наш сайт
    Есенин (esenin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1909"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N P R S T U W Y
    Поиск  
    1. Как мы пишем
    Входимость: 4. Размер: 28кб.
    2. Соревнователь
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    3. Щербина В.: Алексей Николаевич Толстой
    Входимость: 3. Размер: 28кб.
    4. Петушок (Неделя в Турепеве). Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    5. Яшмовая тетрадь
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    6. Егор Абозов. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    7. Пауткин Л.И.: Толстой А. Н. Биобиблиографичекая справка
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    8. Чудаки. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    9. Краткая автобиография
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    10. Дочь колдуна и заколдованный королевич
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    11. Хлоя
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    12. Додола
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    13. Волошин М.А.: Гр. Aл. Hик. Толстой. "Сорочьи сказки"
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    14. Дафнис подслушивает сов
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    15. Самакан
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    16. Лель
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    17. Полевик (русалочьи сказки)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    18. Дафнис и медведица
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    19. Лесная дева
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    20. Наваждение
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    21. К молодым писателям
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    22. Приворот
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    23. Топор (сорочьи сказки)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    24. Трава
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    25. Чудаки. Глава 17.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    26. Пастух
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    27. Гроза
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    28. Авантюрная повесть. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    29. Катенька. (Из записок офицера)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    30. Гиперболоид инженера Гарина. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    31. Семик
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    32. Мавка
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    33. Ведьма-птица
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    34. Хозяин (русалочьи сказки)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    35. Однажды ночью
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    36. Пастух и Маринка
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    37. Стихотворения А.Н. Толстого (из ПСС 10)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    38. Земля
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    39. Утро
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    40. Талисман
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    41. Суд
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    42. Актриса
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    43. Туманный день
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    44. Полкан (сорочьи сказки)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    45. Полдень
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    46. Сказки А.Н. Толстого (из ПСС 10)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    47. Злосчастный
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    48. Змеиный вал
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    49. Драматургия А. Н. Толстого (из ПСС 10)
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    50. Архип
    Входимость: 1. Размер: 40кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Как мы пишем
    Входимость: 4. Размер: 28кб.
    Часть текста: случаи, что садился к столу, как человек, готовящийся быть загипнотизированным. Вот - перо, бумага, папироса, чашка кофе, и - что накатит... Иногда накатывало, иногда не накатывало, после третьей странички начиналось рисование рожиц, и - зловещие мысли: а не поступить ли куда-нибудь на службу?.. Происходило это вот почему: в писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Одной из этих ипостасей недостаточно. Мыслитель - активен, мужественен, он знает - "для чего", он видит цель и ставит вехи. Художник - эмоционален, женственен, он весь в том - "как" сделать, он идет по вехам, ему нужны рамки, - иначе он растечется, расплывется, он "глуповат", прости господи... Критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника, но он не творец, и он не активен, он - беспощаден. Разумеется, крупное произведение должно создаваться всеми тремя элементами. Отсюда - необходимость подготовки. Нетерпеливость нужно сдерживать. Но не всегда это удается. Иной раз (особенно в прежние года) понадеешься на "диктовку", - когда сам не знаешь, почему приходят образы и мысли (каждый писатель знает эту "диктовку"), - и, увлеченный чем-то мелькнувшим - кидаешься писать... Рассказ написан, как будто бы вышло здорово... Но я утверждаю, что будь тут предварительная подготовка, - то есть: обдумать и так и этак, собрать материал книжный или устный да посоветоваться с "критиком": а может быть, все это бросить и - начать совсем по-другому, - получилось бы во сто раз здоровее. Торопливость вредная штука. Сколько напрасно выплеснуто страсти на бумажные листы. Мелькнула книжка, нашумела и канула в безвременье, - лишь оттого, что в ней все торопливо, не продумано, не сработано. А холодный...
    2. Соревнователь
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    Часть текста: дым следовал за усами. – Я тебя облагодетельствую! – воскликнул он и, дойдя до стены, обернулся, показав багровое и широкое лицо, напоминающее льва. Племянник, Нарцис Львов, нежно улыбнулся и, склонив к плечу голову, меланхолически поглядел на дядюшку. – Ах, черт, а не определить ли тебя в гусары? А, гусары, черт!.. Тут дядюшка захватил рукой усы, и произошло необычайное, к чему племянник привык вполне, а именно: всколебав табачное облако, раскатился дядюшка, как из пушки, и залился затем тончайшим смехом. – Дядюшка, вас разорвет, – молвил племянник. – Разорвет, говоришь, а знаешь ли, каков я был гусаром… – Дядюшка расставил ноги посреди залы и на минуту впал в задумчивость. – Стояли мы в сельце… вот как его… и полковник наш, граф Дибич… – Однако, дядюшка, – перебил Нарцис, – кажется, едут гости… – Где? – крикнул дядюшка и перегнулся, сколько мог, в окне. Нося фамилию крепкую – Кобелев, любил он также принять хороших гостей. – Гостю рад! – закричал дядюшка. – Эй, холопы, лошадей отпрячь и в табун, а карету в пруд, чтобы не...
    3. Щербина В.: Алексей Николаевич Толстой
    Входимость: 3. Размер: 28кб.
    Часть текста: Николаевич Толстой А. Н. ТОЛСТОЙ I Алексей Николаевич Толстой – выдающийся советский писатель, один из крупнейших художников слова нашего времени. В лучших произведениях А. Н. Толстого сочетались реалистическая правдивость, необычайная широта охвата явлений жизни, крупные масштабы исторического мышления, монументальность художественных форм с изумительной рельефностью индивидуализации характеров. Его трилогия «Хождение по мукам», роман «Петр Первый» и прекрасная патриотическая публицистика получили заслуженное признание, стали любимыми книгами миллионов читателей, вошли в классику, в золотой фонд советской литературы. Своим, особым, сложным путем пришел А. Н. Толстой в советскую литературу, по праву навсегда занял прочное место одного из ее виднейших деятелей. Его творческое развитие – живое воплощение преемственных связей русской классики и советской литературы. Бурный рост творческих сил и мастерства А. Н. Толстого в советское время – яркий пример того, как высоко поднимают искусство передовые идеи современности. Во многих книгах и статьях утверждается, что А. Н. Толстой впервые выступил в литературе в период реакции с символистскими подражательными стихами, объединенными в сборнике «Лирика». В настоящее время исследование наследия писателя привело к выводу о несостоятельности такой точки зрения. Путь молодого писателя был иным, более сложным. Духовное формирование А. Н. Толстого проходило в начале девятисотых годов, в то время, когда всюду в стране чувствовалось приближение «великой бури» первой русской революции. И А. Н. Толстой, студент Петербургского технологического института, в 1905–1906 годах...
    4. Петушок (Неделя в Турепеве). Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    Часть текста: моей матери, моих родственников об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства. Мир чудаков, красочных и нелепых. В 1909–1910 годах на фоне наступающего капитализма, перед войной, когда Россия быстро превращалась в полуколониальную державу, – недавнее прошлое – эти чудаки предстали передо мной во всем великолепии типов уходящей крепостной эпохи. Это была художественная находка» (Полн. собр. соч., т. 13, стр. 411). Уже в рассказах «Архип» и «Смерть Налымовых» писатель использовал некоторые моменты и детали знакомого ему быта поместного дворянства Самарской и Симбирской губерний. Сюжет «Недели в Туреневе» целиком построен на подлинном эпизоде, и почти все персонажи повести имеют своих прототипов. В воспоминаниях Марии Леонтьевны Тургеневой – сестры матери А. Толстого – рассказывается об одном из ее племянников – Левушке Комарове Этот повеса, не окончивший шести классов гимназии, «попал, – как пишет Тургенева, – в руки одной пожилой дамы из общества… много юношей она сгубила – приучая их пить и вести рассеянную жизнь» (ЦГАЛИ). Затем его подцепила знаменитая камелия Мунька». Мария Леонтьевна, узнав, что эта пара, продав и заложив все, что у них было, бедствует, с помощью своего друга Евгения Степановича Струкова уговорила их ехать вместе с ней в имение Тургеневе, которым она управляла после смерти отца, еле сводя концы с концами. О жизни Л. Н Комарова и Марии Антонович (Муньки) летом 1906 года в Тургеневе Мария Леонтьевна пишет: «…они каждый день выпивали, тонких вин не было, пили водку и играли в карты… что меня поставило в окончательный тупик, это то, что Лева увлекся барышней Гумилевской, которая гостила у тургеневской...
    5. Яшмовая тетрадь
    Входимость: 3. Размер: 9кб.
    Часть текста: от куртины повядшей сирени и огибая подпертую рогульками яблоню, гуляет, раскрыв в яшмовом переплете тетрадь, дворянин в голубом фраке. Палевые брюки его подтянуты штрипками к туфлям, из-под шелкового жилета, цвета сливок, выглядывает, нежностью своей похожий на пенки, поджилетник из турецкой шали. Дворянин подносит лорнет к усталым глазам, и они, скользнув по листам тетради, медленно поверх лорнета устремляются на широкий, на две трети поросший камышом пруд, с плотиной, обсаженной нагнувшимися к воде ветлами, на обсохшую заводь, где ходят деревенские девушки в белых рукавах, надуваемых ветром, и в платках, желтых, как медуница, и алых, как мак. Граблями шевелят девушки сено, а парень мечет его на воз, где, подхватывая охапки, прыгает другой, словно черт, и покрикивает, заломив гречушник. – Найти ли предмет достойный внимания, – говорит дворянин, – когда вокруг все подвергнуто тлению; тление и смерть овладевают сердцем при виде минутных забав жизни: как эта сирень опустила белые кисти цветов, чтобы увянуть, так и я… И, опять подняв лорнет, он прочитывает страницу из тетради. Голубку голубь полюбил И в роще темной с нею жил; Гнездо вила его подруга, А он, не ведая недуга, В тени зеленой ворковал, Пока осенний день настал. Дворянин относит левой рукой тетрадь и вздыхает: – Удел сердца – печаль, удел жизни – минутное, пока не разорвется сердце; ах, лучше не знать, когда минутное пройдет, и жить, как птицы или как те за прудом,...
    6. Егор Абозов. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: строчки, зачеркнутые автором при правке, дают некоторый намек на первоначальный замысел писателя: «Рассказ этот об очень странном времени из жизни Егора Ивановича Никитина нужен мне самому, чтобы неясное облечь в плоть, томление о прекрасном утолить в человеческой возможности, злое предчувствие довести до злого дела – вместе с Егором Ивановичем пройти положенный и опасный путь» (Архив А. Н. Толстого, № 68/43). Роман начинается описанием охоты, в которой принимают участие Егор Иванович Никитин – известный врач, его жена Варвара Николаевна и помещик Краснопольский с женой. Завязыванию сложных отношений между Никитиными и Краснопольскими посвящены страницы первой главы, названной «Осенний рожок». Вторая глава – «Угольный мешок». Большая ее часть, рассказывающая о детских годах Егора Ивановича Никитина, лишь с небольшими стилистическими исправлениями вошла в роман «Егор Абозов», как автобиографическое произведение героя. (Под заглавием «Кулик», как самостоятельный рассказ входил в собрания сочинений А. Толстого.) В первых числах февраля 1915 года по дороге на Кавказский фронт А. Толстой продумывал продолжение романа «Свет уединенный» и писал жене: «Я понял, что должно быть в нашем романе, – нужно, чтобы у Егора И[вановича], знающего, как медик, человека со всех сторон, возникла идея о новом изучении психики (души) при помощи физических приборов и логики (такой прибор нужно придумать). Е[гор] И[ванович] повсюду натыкается на иррациональность и считает ее лишь несовершенством нашего сознания. На приборе своем он...
    7. Пауткин Л.И.: Толстой А. Н. Биобиблиографичекая справка
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: помещиком, интеллигентом передовых убеждений, который заменил Т. отца. Детство будущего писателя до поступления в реальное училище прошло в имении отчима, на хуторе Сосновка. Мальчик получил хорошее домашнее воспитание. Он рос в обстановке семейного согласия, литературных интересов, демократических идей. Рано познакомился с русской классической литературой. Зимними вечерами, вспоминал он, "вотчим обычно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева", а лет с десяти Т. сам "начал много читать - все тех же классиков" (Полн. собр. соч.- Т. 1.- С. 80, 81). Игры с деревенскими детьми, участие в хозяйственных делах взрослых, а главное - повседневное общение, слияние с миром природы питали душу ребенка незабываемыми впечатлениями. Писатель потом не раз скажет о воспоминаниях детства как о важном источнике творчества. Подробности жизни в Сосновке, когда закладывались нравственные основы личности Т., его мировидения, он воссоздаст в одной из лучших своих книг - повести "Детство Никиты" (1922). В годы первой русской революции Т.- студент Петербургского Технологического института. Тут он столкнулся с напряженной общественной жизнью, был захвачен революционными настроениями молодежи, участвовал в студенческих сходках, демонстрациях, хотя в политике разбирался слабо. Столица давала ему много культурных впечатлений. Он устанавливает знакомства с литераторами, людьми искусства, открывает для себя театр Чехова и Горького (первая в жизни рецензия), интересуется живописью, углубляется в поэзию символизма....
    8. Чудаки. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    Часть текста: жена была, – как пишет в своих воспоминаниях М. Л Тургенева, – «Оригинальная особа. Красива собой в молодости – влюблена в деда до безумия, ревнива невероятно – даже ревновала к покойной жене и говаривала, когда уже похоронила деда, что он теперь с Мари, а не с ней. Во всех походах деда она участвовала, ездила всегда верхом за дедом, боясь его увлечений» (ЦГАЛИ). У Боговута было под Бердичевом имение Скрегеловка. По-видимому, по рассказам М. Л. Тургеневой А. Толстой сделал следующие заметки в записную книжку 1909–1910 годов: «Бабушка ищет клады. Начальник над работами Афанасий, плут и балагур, является каждый день с отчетами, говорит, что «гудит». Чтобы взять клад, нужно зарезать 12 неторгованных петухов. Бабушка сама едет с племянницей в карете на базар. Мужики, зная, ломят цену. Карета нагружается. Петухи разлетаются. Бабушка любит продавать и покупать. Еврей говорит, что продается имение. Едет ночью лесом, держа в руках пистолет. Ночуют в лесу. Зять рассказывает истории про звезды, читает стихи. После смерти деда едет она в П[етербург] Знакомится с Ватбул (? – Ю.К.), та сводит ее с актером, который, притворяясь, что влюблен в 75 лет[нюю] старуху, возит ее по ресторанам. Старуха умирает, и ее обкрадывают. Даже фамильный образ. Ревновала к мужу внучек. Устраивала сцены с битьем посуды. Тряслась голова в чепце, мазалась, кокетничала. Мужу ее в день смерти матери явился ея дух, пролетев сразу по всей анфиладе и потушив свечи. Во время рытья кладов нашли Орла, принесли ворону. Афанасий плутовал, его прогнали, взяли немца, но немец не мог врать интересно и был скучен, говоря правду. Прогнав его, взяли опять Афанасия. Когда Афанасий врал, дедушка убирал его с бабушкиных глаз и наклад[ывал] по шее» (А. Толстой, Записная книжка 1909–1910 гг., стр. 27–29). В дневнике писателя есть и такая запись о генеральше: «Бабушка Боговут спала в кораллах , губы накрашены,...
    9. Краткая автобиография
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    Часть текста: в г. Николаевске (ныне Пугачевск). Моя мать, уходя, оставила троих маленьких детей – Александра, Мстислава и дочь Елизавету. Уходила она на тяжелую жизнь, – приходилось порывать все связи не только в том дворянском обществе, которое ее окружало, но и семейные. Уход от мужа был преступлением, падением, она из порядочной женщины становилась в глазах общества – женщиной неприличного поведения. Так на это смотрели все, включая ее отца Леонтия Борисовича Тургенева и мать Екатерину Александровну. Не только большое чувство к А. А. Вострому заставило ее решиться на такой трудный шаг в жизни, – моя мать была образованным для того времени человеком и писательницей. (Роман «Неугомонное сердце» и повести «Захолустье». Впоследствии ряд детских книг, из которых наиболее популярная «Подружка».) Самарское общество восьмидесятых годов – до того времени, когда в Самаре появились сосланные марксисты, – представляло одну из самых угнетающих картин человеческого свинства. Богатые купцы-мукомолы, купцы – скупщики дворянских имений, изнывающие от безделья и скуки разоряющиеся помещики-«степняки», – общий фон, – мещане, так ярко и с такой ненавистью изображенные Горьким… Люди спивались и свинели в этом страшном,...
    10. Дочь колдуна и заколдованный королевич
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: Орландик! (Ставит Орланда налево.) Ишь, какой храбрый! Влюбились они друг в друга без памяти, но папаша, злой колдун, – я это, – обратил, как водится, ее и его в кукол… (Подметает пол.) А теперь болтаются на черных нитках и страдают. Да, забыл совсем: выдумали они, что если король, наш повелитель, в нее влюбится, то она оживет, а королевичу отставка… И так меня заговорили, голова кругом ходит. Вот вы, господа, и рассудите, чем я виноват перед ними… Они говорят, что куклы-то и не они… Извините, заболтался, звонят… Слышен глухой продолжительный звон гонга. Кукольный мастер уходит налево. Явление II Орланд и Орля открывают глаза. Орля. Нынче наш король узнает, Что и кукла оживает; Поглядит любовно старый, И спадут глухие чары… Стану я живой Орля, Погляжу на короля. Орланд (поворачивает к ней голову). Я молю тебя, Орля, Не гляди на короля… Ты красива, он старик, Он полюбит; в тот же миг Станешь ты живой Орля, Нежной дамой короля. Орля (поднимается и становится в позу для танцев) Ножку белую поднять, В милый сад пойти гулять И, не слушая злых ниток, Рвать букеты маргариток, Бегать в жмурки по цветам, Целоваться здесь и там. Орланд (делает шаг к Орля) Стал я куклой деревянной, Этот плащ надел багряный Для тебя. Жизни более в улитке, Я повис на черной нитке, Полюбя… Ты же хочешь все забыть, Чары милые разбить. Орля Ах, какой он странный! В этот миг...