• Приглашаем посетить наш сайт
    Чернышевский (chernyshevskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1910"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N P R S T U W Y
    Поиск  
    1. Мишука Налымов (Заволжье). Примечания.
    Входимость: 5. Размер: 6кб.
    2. Петушок (Неделя в Турепеве). Примечания.
    Входимость: 5. Размер: 6кб.
    3. Чудаки. Примечания.
    Входимость: 4. Размер: 10кб.
    4. Письма о русской поэзии
    Входимость: 4. Размер: 4кб.
    5. Стихотворения А.Н. Толстого (из ПСС 10)
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    6. Краткая автобиография
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    7. Пауткин Л.И.: Толстой А. Н. Биобиблиографичекая справка
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    8. Щербина В.: Алексей Николаевич Толстой
    Входимость: 3. Размер: 28кб.
    9. Актриса
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    10. Туманный день
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    11. К молодым писателям
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    12. Октябрьская революция дала мне все
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    13. Однажды ночью
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    14. Родные места
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    15. Мечтатель. (Аггей Коровин)
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    16. Казацкий штос
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    17. Хромой барин. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    18. Архип
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    19. Человек в пенсне
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    20. Злосчастный
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    21. Граф Калиостро
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    22. Самородок
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    23. Сказки А.Н. Толстого (из ПСС 10)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    24. Терентий Генералов
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    25. Под водой
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    26. Лель
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    27. Сватовство
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    28. Прекрасная дама
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    29. Катенька. (Из записок офицера)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    30. Месть
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    31. Чудаки. Глава 17.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    32. Перед картинами Судейкина
    Входимость: 1. Размер: 12кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Мишука Налымов (Заволжье). Примечания.
    Входимость: 5. Размер: 6кб.
    Часть текста: братьев Шишковых – Николая, а через год умерла от скоротечной чахотки, – по семейным преданиям – от несчастной любви. Сергей и Николай Шишковы, которых А. Толстой знал уже в более поздний период, послужили ему прообразами Сергея и Никиты Репьевых. Для образа Петра Леонтьевича Репьева А. Толстой взял не «которые факты биографии и отдельные черты характера своего деда – Леонтия Борисовича Тургенева. О нем Мария Леонтьевна пишет: «…отец мамину часть (земли. – Ю. К. ) продал за 30 тыс. все деньги затратил на суконную фабрику, и эта фабрика сгорела не страхованная, отец никогда не страховал ничего…» (ЦГАЛИ). Мягкий по характеру, мало практичный, Леонтий Борисович в 90-х годах разорился и жил некоторое время у своей сестры, а затем у родственницы – М. Ю. Шишковой в имении «Репьевка – Архангельское тож». Одну из фамильных фотографий, на которой снят Леонтий Борисович со своей сестрой, А. Толстой использовал для описания внешности брата и сестры Репьевых в начале второй главы повести. Косвенные данные позволяют предположить, что, создавая образ Мишуки Налымова, писатель опирался на биографические данные и отдельные черты характера дальнего родственника Тургеневых – Михаила Михайловича Наумова – предводителя дворянства одного из уездов Симбирской губернии. М. Л. Тургенева пишет в своих воспоминаниях, что родня называла его Мишукой. В романе «Сестры» А. Толстой вскользь упоминает о симбирском суконном фабриканте, «которому в свое время в Троицкой гостинице в Симбирске помещик Наумов проломил голову, прошибив им дверную филенку…» (Полн. собр. соч., т. 7, стр. 244). Мишуку Налымова за подобную выходку корит Ольга...
    2. Петушок (Неделя в Турепеве). Примечания.
    Входимость: 5. Размер: 6кб.
    Часть текста: с иллюстрациями В. П. Белкина напечатана в художественно-литературном ежемесячнике «Аполлон», 1910, № 4, январь. В автобиографии А Толстой вспоминал: «Осенью 1909 года я написал первую повесть «Неделя в Туреневе» – одну из тех, которые впоследствии вошли в книгу «Заволжье», а еще позднее – в расширенный том «Под старыми липами» – книгу об эпигонах дворянского быта той части помещиков, которые перемалывались новыми земельными магнатами – Шехобаловыми. Крепко сидящее на земле дворянство, перешедшее к интенсивным формам хозяйства, – в моей книжке не затронуто, я не знал его». В беседе с начинающими писателями А, Толстой рассказывал, как в 1909 году после творческих поисков, идущих еще в русле подражания, он «напал на собственную тему. Это были рассказы моей матери, моих родственников об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства. Мир чудаков, красочных и нелепых. В 1909–1910 годах на фоне наступающего капитализма, перед войной, когда Россия быстро превращалась в полуколониальную державу, – недавнее прошлое – эти чудаки предстали передо мной во всем великолепии типов уходящей крепостной эпохи. Это была художественная находка» (Полн. собр. соч., т. 13, стр. 411). Уже в рассказах «Архип» и «Смерть Налымовых» писатель использовал некоторые моменты и детали знакомого ему быта поместного дворянства Самарской и Симбирской губерний. Сюжет «Недели в Туреневе» целиком построен на подлинном эпизоде, и почти все персонажи повести имеют своих прототипов. В воспоминаниях Марии Леонтьевны Тургеневой – сестры матери...
    3. Чудаки. Примечания.
    Входимость: 4. Размер: 10кб.
    Часть текста: в деда до безумия, ревнива невероятно – даже ревновала к покойной жене и говаривала, когда уже похоронила деда, что он теперь с Мари, а не с ней. Во всех походах деда она участвовала, ездила всегда верхом за дедом, боясь его увлечений» (ЦГАЛИ). У Боговута было под Бердичевом имение Скрегеловка. По-видимому, по рассказам М. Л. Тургеневой А. Толстой сделал следующие заметки в записную книжку 1909–1910 годов: «Бабушка ищет клады. Начальник над работами Афанасий, плут и балагур, является каждый день с отчетами, говорит, что «гудит». Чтобы взять клад, нужно зарезать 12 неторгованных петухов. Бабушка сама едет с племянницей в карете на базар. Мужики, зная, ломят цену. Карета нагружается. Петухи разлетаются. Бабушка любит продавать и покупать. Еврей говорит, что продается имение. Едет ночью лесом, держа в руках пистолет. Ночуют в лесу. Зять рассказывает истории про звезды, читает стихи. После смерти деда едет она в П[етербург] Знакомится с Ватбул (? – Ю.К.), та сводит ее с актером, который, притворяясь, что влюблен в 75 лет[нюю] старуху, возит ее по ресторанам. Старуха умирает, и ее обкрадывают. Даже фамильный образ. Ревновала к мужу внучек. Устраивала сцены с битьем посуды. Тряслась голова в чепце, мазалась, кокетничала. Мужу ее в день смерти матери явился ея дух, пролетев сразу по всей анфиладе и потушив свечи. Во время рытья кладов нашли Орла, принесли ворону. Афанасий плутовал, его прогнали, взяли немца, но немец не мог врать интересно и был скучен, говоря правду. Прогнав его, взяли опять Афанасия. Когда Афанасий врал, дедушка убирал его с бабушкиных глаз и наклад[ывал] по шее» (А. Толстой, Записная книжка 1909–1910 гг., стр. 27–29). В дневнике писателя есть и такая запись о генеральше: «Бабушка Боговут спала в кораллах , губы накрашены, старая; кровать двухспальная, Шелком не покрывалась, так как шелк...
    4. Письма о русской поэзии
    Входимость: 4. Размер: 4кб.
    Часть текста: былину, они могли ее только петь, как заучили у стариков со слуха... Тем более возмущаешься, когда теперь, во время всеобщего призыва к охранению старины, читаешь книжку Багрина. Г-н Багрин распорядился с песнями очень просто: взял Соболевского и прокорректировал народные песни, которые ему понравились. Выбросил архаизмы, параллелизмы, уничтожил объективность и преподнес - вместо острой, пахнущей землей мудрой народной песни - обсосанные свои слащавые романсики. Вот наудачу сравнение. Соболевский, V, 124: Жил я в новенькой деревне, не видел веселья, Только видел я веселье в одно воскресенье. По задворочке девица водицу носила, Не воду носила, - дорожку торила. Два ведерочка дубовы, обруча кленовы; Коромысло тонко гнется, свежа вода льется, Не свежа вода льется, - девица смеется. В окошечко парень смотрит, два словечка молвит: "Если б ты, моя милая, не такая была, Не такая, радость, была, прочих не любила, Ты бы прочих не любила, меня не сушила". А вот усвоил эту песню г-н Багрин: Воду девица носила, Дорожку торила. Коромысло гнется-гнется, Вода льется-льется... Вода плещется и льется, Девица смеется, А в окно молодчик (?) смотрит, Девице он молвит: "Кабы ты, моя милая, Не была такая, Не была бы, радость, такая: Других не любила, Ты других-то б не любила, Меня б не крушила". Коромысло гнется-гнется, (?) Вода льется-льется, (?) Вода...
    5. Стихотворения А.Н. Толстого (из ПСС 10)
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    Часть текста: Толстой сформулировал в виде общего положения: «…в родстве с народом и близости к народу художник черпает свою силу, свое вдохновение» (ПСС, 13, с. 540). Говоря о себе, писатель заметил: «Я думаю, если бы я родился в городе, а не в деревне, не знал бы с детства тысячи вещей, – эту зимнюю вьюгу в степях, в заброшенных деревнях, святки, избы, гаданья, сказки, лучину, овины, которые особым образом пахнут, я, наверное, не мог бы так описать старую Москву» (77СС, 13, с. 414). Толстой имел в виду описание Москвы в «Петре Первом», но мог бы отнести эти слова и ко всем тем произведениям, которые требовали соответствующего знания русского фольклора. Когда известный литературовед и театральный критик С. Н. Дурылин в 1943 году неосторожно заметил, что, обратившись к темам заволжских рассказов и повестей, Толстой «отрекся» от предшествующего творчества (журн. «Октябрь», 1943, № 4–5, с. 114), писатель сразу возразил и назвал фольклорную книгу «За синими реками» своим дебютом в литературе: «От нее я не отказываюсь и по сей день. «За синими реками» – это результат моего первого знакомства с русским фольклором, русским народным творчеством» ( ПСС, 1, с. 84). Конечно, нельзя забыть, что книге «За синими реками» предшествовал сборник стихов «Лирика» (Пб., 1907), в котором Толстой с намерением уяснить «современную форму поэзии» следовал за модными поэтами – декадентами. И...
    6. Краткая автобиография
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    Часть текста: не только в том дворянском обществе, которое ее окружало, но и семейные. Уход от мужа был преступлением, падением, она из порядочной женщины становилась в глазах общества – женщиной неприличного поведения. Так на это смотрели все, включая ее отца Леонтия Борисовича Тургенева и мать Екатерину Александровну. Не только большое чувство к А. А. Вострому заставило ее решиться на такой трудный шаг в жизни, – моя мать была образованным для того времени человеком и писательницей. (Роман «Неугомонное сердце» и повести «Захолустье». Впоследствии ряд детских книг, из которых наиболее популярная «Подружка».) Самарское общество восьмидесятых годов – до того времени, когда в Самаре появились сосланные марксисты, – представляло одну из самых угнетающих картин человеческого свинства. Богатые купцы-мукомолы, купцы – скупщики дворянских имений, изнывающие от безделья и скуки разоряющиеся помещики-«степняки», – общий фон, – мещане, так ярко и с такой ненавистью изображенные Горьким… Люди спивались и свинели в этом страшном, пыльном, некрасивом городе, окруженном мещанскими слободами… Когда там появился мелкопоместный помещик ...
    7. Пауткин Л.И.: Толстой А. Н. Биобиблиографичекая справка
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    Часть текста: с семейной драмой. Мать Т. Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева, двоюродная внучка декабриста Н. И. Тургенева, женщина образованная и писательница, ушла от мужа, не выдержав его тяжелого характера и бездуховности тогдашнего самарского окружения. Она соединила судьбу с Алексеем Аполлоновичем Бостромом, небогатым помещиком, интеллигентом передовых убеждений, который заменил Т. отца. Детство будущего писателя до поступления в реальное училище прошло в имении отчима, на хуторе Сосновка. Мальчик получил хорошее домашнее воспитание. Он рос в обстановке семейного согласия, литературных интересов, демократических идей. Рано познакомился с русской классической литературой. Зимними вечерами, вспоминал он, "вотчим обычно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева", а лет с десяти Т. сам "начал много читать - все тех же классиков" (Полн. собр. соч.- Т. 1.- С. 80, 81). Игры с деревенскими детьми, участие в хозяйственных делах взрослых, а главное - повседневное общение, слияние с миром природы питали душу ребенка незабываемыми впечатлениями. Писатель потом не раз скажет о воспоминаниях детства как о важном источнике творчества. Подробности жизни в Сосновке, когда закладывались нравственные основы личности Т., его мировидения, он воссоздаст в одной из лучших своих книг - повести "Детство Никиты" (1922). В годы первой русской революции Т.- студент Петербургского Технологического института. Тут он столкнулся с напряженной общественной жизнью, был...
    8. Щербина В.: Алексей Николаевич Толстой
    Входимость: 3. Размер: 28кб.
    Часть текста: ее виднейших деятелей. Его творческое развитие – живое воплощение преемственных связей русской классики и советской литературы. Бурный рост творческих сил и мастерства А. Н. Толстого в советское время – яркий пример того, как высоко поднимают искусство передовые идеи современности. Во многих книгах и статьях утверждается, что А. Н. Толстой впервые выступил в литературе в период реакции с символистскими подражательными стихами, объединенными в сборнике «Лирика». В настоящее время исследование наследия писателя привело к выводу о несостоятельности такой точки зрения. Путь молодого писателя был иным, более сложным. Духовное формирование А. Н. Толстого проходило в начале девятисотых годов, в то время, когда всюду в стране чувствовалось приближение «великой бури» первой русской революции. И А. Н. Толстой, студент Петербургского технологического института, в 1905–1906 годах наряду с лирикой пишет стихи-отклики на события революции, проникнутые мотивами общественного протеста. Некоторые из этих стихов были напечатаны в казанской газете...
    9. Актриса
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    Часть текста: роются свиньи. На сгнивших сваях вихрастые мальчишки, привязав к веревке копченую рыбью голову, ловят раков. Бредет по площади красная поповская корова, заходит в речку по брюхо и пьет и, напившись, думает, пуская слюни. Площадь посреди города большая и пыльная. Посреди нее круглый год стоит лужа, откуда недавно вытащили бывшего помещика Дмитрия Дмитриевича Теплова в нетрезвом виде, – попал туда нечаянно. На площади – три примечательные постройки: кирпичная, крытая ярко-зеленой крышей лавка Ильи Ильича Бабина, напротив нее – церковный дом с палисадником, куда под вечер выходят поп Иван с попадьей – садятся на лавочку и благодушествуют, и у самой реки, подпертая с заднего фасада сваями, стоит деревянная, в два этажа, облупленная гостиница «Ставрополь», видная издалече при въезде в город. Под вечер в гостинице, во втором этаже, в номере с окном на площадь, сидят обычно бывший помещик Дмитрий Дмитриевич Теплое и напротив него, на диване, – его друг. Языков, тоже бывший помещик, и пьют водочку. Денег у обоих давно уж нет, и дела тоже нет никакого. Языков поднимает дрожащей рукой рюмку, медленно выпивает ее и, вздохнув, глядит на пыльное окошко. У него длинное, грустное, пыльное лицо и подстриженные усики. Он покусывает их и молчит. Говорить не о чем, – все давным-давно переговорено. Теплов,...
    10. Туманный день
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: которого всегда болела голова. Низкие ворота в домах этих ведут в глухой двор, точно колодец, из которого ушла вода, оставив плесень и гнезда крыс. Здесь все желто, облуплено, окна изъедены сыростью. Население двора отлично знакомо паспортисту, и это его тайна; всякий же посторонний, сколько бы ни вглядывался в окна, где все занавески похожи одна на другую, так же как бутылки с молоком и подвешенная колбаса в бумажке, ни за что не узнает: чем занимаются люди за этими окнами... Да уж и люди ли здесь живут? Так думал Прошка Черемисов, обходя внутри двора подъезды, чтобы найти нужный ему номер квартиры - 113-й. Не найдя, поправил пенсне, отошел на середину и, задрав голову, оглянул на облупленных стенах все пять рядов окон; в одном окне, нарушая однообразие, высовывался углом тюфяк. Но Прошка видел все это неясно, и двор казался ему особенно желтым, потому что над крышами и трубами клубился густой и душный туман. Туман ел глаза, забирался под пальто и разгонял грязь по камням, на которые, с чмоканьем, ступали Прошкины башмаки. - Найдешь тут черта, - сказал Прошка и, сунув руки в карманы, повернул было назад, но заметил стоящего около него дворника в романовском полушубке... - Сто тринадцатый - под вторые ворота направо, - сказал дворник, сплюнув на пробежавшую собачонку, и вдруг заглянул в самые зрачки. Прошка сейчас же отвернулся и пошел, куда ему сказали, думая: "Обо всем дворники знают; поди от них скройся, ничего не скроешься". На крутой лестнице, ведущей в 113-й, из отворенных дверей вылетал капустный и луковый чад; но Прошка, пробегав с утра за поисками комнаты, был даже очень доволен теплым запахом кухни. - Довольно уютная лестница, вот только бы хозяева подошли: кабы попались сердечные люди... На последнюю площадку открывались две двери; на одной Прошка прочел жестяную вывеску: "Редакция юмористического журнала", на другой же был прибит номерок 113-й, и под ним по желтой краске чернилами выведено: "Фалалей Мущинкин и портниха", причем...