• Приглашаем посетить наш сайт
    Языков (yazykov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1911"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N P R S T U W Y
    Поиск  
    1. Туманный день
    Входимость: 5. Размер: 37кб.
    2. Эшер
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    3. Письма о русской поэзии
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    4. Неверный шаг. (Повесть о совестливом мужике). Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    5. Письмо В. П. Полонскому
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    6. Родные места
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    7. К молодым писателям
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    8. Барон
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    9. Старая башня
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    10. Пауткин Л.И.: Толстой А. Н. Биобиблиографичекая справка
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    11. Драматургия А. Н. Толстого (из ПСС 10)
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    12. Терентий Генералов
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    13. В лесу
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    14. Стенограмма беседы с коллективом редакции журнала "Смена"
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    15. Прогулка
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    16. Казацкий штос
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    17. Однажды ночью
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    18. Стихотворения А.Н. Толстого (из ПСС 10)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    19. Пастух и Маринка
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    20. Ночь в степи
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    21. Октябрьская революция дала мне все
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    22. Щербина В.: Алексей Николаевич Толстой
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    23. Харитоновское золото
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    24. Снежный дом (сорочьи сказки)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    25. Сообщение Специальной Комиссии по установлению и расследованию обстоятельств расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катынском лесу военнопленных польских офицеров
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    26. Прожорливый башмак (сорочьи сказки)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    27. Чудаки. Глава 17.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    28. Месть
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    29. Катенька. (Из записок офицера)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    30. Жар-птица (сорочьи сказки)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    31. Чудаки. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    32. Воробей (сорочьи сказки)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Туманный день
    Входимость: 5. Размер: 37кб.
    Часть текста: квартиры - 113-й. Не найдя, поправил пенсне, отошел на середину и, задрав голову, оглянул на облупленных стенах все пять рядов окон; в одном окне, нарушая однообразие, высовывался углом тюфяк. Но Прошка видел все это неясно, и двор казался ему особенно желтым, потому что над крышами и трубами клубился густой и душный туман. Туман ел глаза, забирался под пальто и разгонял грязь по камням, на которые, с чмоканьем, ступали Прошкины башмаки. - Найдешь тут черта, - сказал Прошка и, сунув руки в карманы, повернул было назад, но заметил стоящего около него дворника в романовском полушубке... - Сто тринадцатый - под вторые ворота направо, - сказал дворник, сплюнув на пробежавшую собачонку, и вдруг заглянул в самые зрачки. Прошка сейчас же отвернулся и пошел, куда ему сказали, думая: "Обо всем дворники знают; поди от них скройся, ничего не скроешься". На крутой лестнице, ведущей в 113-й, из отворенных дверей вылетал капустный и луковый чад; но Прошка, пробегав с утра за поисками комнаты, был даже очень доволен теплым запахом кухни. - Довольно уютная лестница, вот только бы хозяева подошли: кабы попались сердечные люди... На последнюю площадку открывались две двери; на одной Прошка прочел жестяную вывеску: "Редакция юмористического журнала", на другой же был прибит номерок 113-й, и под ним по желтой краске чернилами выведено: "Фалалей Мущинкин и портниха", причем портниха - подчеркнуто мелом. Половинка двери около ручки заерзана дочерна и к звонку привязана веревка с узлом. "Что за чушь, -...
    2. Эшер
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    Часть текста: трех сыновей своих биться за свободу. Многие, многие тогда легли на поле славы, многие бежали в Турцию, не желая приносить покорность русскому царю. Из трех сыновей Анчабадзе вернулся только один, весь покрытый ранами и славой. Тучные земли от Самурзаканда до Сухум-Кале отошли от князя, заглохли сады, обвалились военные дороги в глубине гор. И в те годы священный дуб, где собирались абхазские воины, был расщеплен ударом грозы. Прошли годы. Из рода Анчабадзе остались трое: тот, что вернулся с войны, теперь уже старик, внучка его – Эшер да племянник – Джета, прятавшийся в горах за многие дела. Говорили, Эшер – самая красивая девушка в Абхазии, но видели ее всего раз, в студеную зиму, когда выпали большие снега и дед Анчабадзе вместе с Эшер спустились к морю на одном коне, спасаясь от голода. * * * В духане «Остановись» за стойкой сидел духанщик Сандро. Из-под папахи торчал у него длинный нос, а под ним жесткие, как щетки, усы. Сандро щурил воровские глаза, усмехался. По другую сторону прилавка сидел урядник, по прозванию «Крепкий табак»; стуча ногтями по столу, он зевал, рыжая щетина на подбородке его вставала ежом, и позвякивали побрякушки ремней и оружия… – Скучно? – спросил духанщик. – Скучно, – ответил урядник, – очень скучно, понапрасну только время теряю, никто тебя не обидит… – Эх, не обидит, не обидит, – вздохнул Сандро и, качая головой, вылез из-за стойки и стал в дверях. За горы закатывалось солнце, заслоняемое краями древней, неведомо кем построенной башни; пунцовые и желтые облака потянулись дымами в закате. Перед духаном лесной хребет потемнел и в расщелинах задымился; внизу тихое и теплое море покрылось рябью. В нем, у края воды, поднялись зубчатые тучи, озолотились и побагровели; небо стало чище и зеленей; под месяцем зажглась звезда, и лунный серп стал ярче. У поворота белой дороги, под кипарисами, заверещали...
    3. Письма о русской поэзии
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: это показатель высокого художественного вкуса народа. Чувство ревности к старине бессознательно. Так Рыбников, например, не мог заставить певцов рассказать былину, они могли ее только петь, как заучили у стариков со слуха... Тем более возмущаешься, когда теперь, во время всеобщего призыва к охранению старины, читаешь книжку Багрина. Г-н Багрин распорядился с песнями очень просто: взял Соболевского и прокорректировал народные песни, которые ему понравились. Выбросил архаизмы, параллелизмы, уничтожил объективность и преподнес - вместо острой, пахнущей землей мудрой народной песни - обсосанные свои слащавые романсики. Вот наудачу сравнение. Соболевский, V, 124: Жил я в новенькой деревне, не видел веселья, Только видел я веселье в одно воскресенье. По задворочке девица водицу носила, Не воду носила, - дорожку торила. Два ведерочка дубовы, обруча кленовы; Коромысло тонко гнется, свежа вода льется, Не свежа вода льется, - девица смеется. В окошечко парень смотрит, два словечка молвит: "Если б ты, моя милая, не такая была, Не такая, радость, была, прочих не любила, Ты бы прочих не любила, меня не сушила". А вот усвоил эту песню г-н Багрин: Воду девица носила, Дорожку торила. Коромысло гнется-гнется, Вода льется-льется... Вода плещется и льется, Девица смеется, А в окно молодчик (?) смотрит, Девице он молвит: "Кабы ты, моя милая, Не была такая, Не была бы, радость, такая: Других не любила, Ты других-то б не любила, Меня б не крушила". Коромысло гнется-гнется, (?) Вода льется-льется, (?) Вода плещется и льется, (?) Девица смеется... (?) Нужно особенно умудриться, чтобы так, разрушая ритм,...
    4. Неверный шаг. (Повесть о совестливом мужике). Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    Часть текста: о совестливом мужике). Примечания. КОММЕНТАРИИ Неверный шаг (Повесть о совестливом мужике) Первая известная публикация – во II томе «Повестей и рассказов» А. Толстого, изд-ва «Шиповник», 1912. Авторская датировка – «Париж, 28 июля 1911 г.» Материалом для повести послужили впечатления, полученные писателем во время поездки на Черноморское побережье Кавказа весной 1911 года. А. Толстой с издателем «Шиповника» С. Копельманом ездил к родственнику его жены Б. Беклемишеву, владевшему в Абхазии под Сухуми небольшим имением. 16 апреля А. Толстой записал в дневнике: «Беклемишев – худой, сутулый и рыжий, с большими голубыми глазами, никогда не чешется, бреется раз в месяц, моется не всегда. Сегодня льет дождь, поре грязное, померзлые пальмы еще больше поникли. Беклем[ишев] сидит у окошка, покрикивает на собак, собирается сечь гусыню, которая не сидит на яйцах. Читает по ночам запоем, проглатывая по книжке в ночь, причем не знает ни автора, ни названия. Когда поздно поутру тетка приносит ему стакан чаю, он курит и опять читает. В комнате пахнет бог знает чем – кожами, порохом, потом, окурками и грязью. На столах беспорядок, в котором Бек[лемишев] один разбирается. Тут же ящик с орехами и яблоками, большая кружка с водой; повсюду «реликвии» охоты. Книжки кипами набросаны повсюду. На кровати грязные простыни сбиты. Когда, наконец, он встает, то сразу кричит «исть». Тетка добродушно ворчит, и в столовой у нее шипят уже две керосинки. Тетка, видя в нас людей...
    5. Письмо В. П. Полонскому
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    Часть текста: революцию, - с одним таковым признанием нельзя было бы и писать роман, - я люблю ее мрачное величие, ее всемирный размах. И вот - задача моего романа, - создать это величие, этот размах во всей его сложности, во всей его трудности. Второе: мы знаем, что революция победила. Но Вы пишете, чтобы я с первых же слов ударил в литавры победы, Вы хотите, чтобы я начал с победы и затем, очевидно, показал бы растоптанных врагов. По такому плану я о т к а з ы в а ю с ь писать роман. Это будет одним из многочисленных, никого уже теперь, а в особенности молодежь, не убеждающих плакатов. Вы хотите начать роман с конца. Мой план романа и весь его пафос в постепенном развертывании революции, в ее непомерных трудностях, в том, что горсточка питерского пролетарьята, руководимая "взрывом идей" Ленина, бросилась в кровавую кашу России, победила и организовала страну. В романе я беру живых людей со всеми их слабостями, со всей их силой, и эти живые люди делают живое дело. В романе - чем тяжелее условия, в которых протекает революция, тем больше для нее чести. Третье: самый стиль, дух романа. Автор на стороне этой горсти пролетарьята, отсюда пафос - окончательная победа; ленинское понимание развертывающихся событий; полный объективизм отдельных частей, то есть ткань романа - ткань трагедии, - всегда говорить от лица действующего лица, никогда не...
    6. Родные места
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    Часть текста: МЕСТА 1 В винной лавке за стойкою Коля Шавердов грыз каленые подсолнухи и тоскливо слушал, как Сашка, сидя против него на табуретке, докладывал, в третий раз сегодня, наблюдения свои над дьяком Матвеем Паисычем, бегавшим, по словам Сашки, в «страчном» виде по огороду. У Сашки было круглое и белое, с лисьим подбородком лицо, томные глаза и гнилые зубы. Был он вдовой попадьи Марьи сыном. Но, несмотря на такое отличие от серого народа, все на селе звали его просто Сашкой, потому что, выгнанный из духовного училища, вернулся он лодырем в село раз и навсегда и был бит попадьей Марьей при помощи уполовной ложки на смех соседям, смотревшим в окно. А спустя недельку побили его и парни за двухорловый пятак в орляночной игре и наказали близко не подходить к девкам, до которых Сашка был великий охотник. Шавердов же, как старинный друг, не то что любил Сашку, а просто выдавал ему из бакалейной их – шавердовской – лавочки десяток папирос в день и терпеливо слушал вранье. – Я тебе говорю, – рассказывал Сашка, – непременно он выиграл по билету,...
    7. К молодым писателям
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: можно сказать только одно: из всех возможных решений художественной задачи нужно выбирать то, которое для вас самого интересно, которое вас наиболее увлекает. Иными словами, - каждое ваше художественное положение вы должны проверять на вашем собственном отвращении: противно вам это писать или нет? Если вам писать противно, скучно, не пишите, - это все равно получится скверно, фальшиво. Пишите только тогда, когда вам это хочется, когда это вас самого увлекает. Говорю это к тому, что у молодого, у неопытного писателя бывает часто, что он с отвращением, без энтузиазма, лезет через препятствия на пути создания произведения. Через препятствия нужно не лезть со скукой, а лететь окрыленно. Это нужно поставить во главу угла: искусство - тот процесс созидания образов, когда самому художнику интересно создавать, необыкновенно интересно, иногда даже интереснее, чем читателю читать. Действительно, бывает, что писатель с увлечением пишет, а читатель без увлечения читает. Но это значит только то, что у писателя нет еще опыта передачи, но все же он - на правильном пути. Искусство, как и наука, - познание жизни. Наука познает истину путем регистрации опытов (направляемых идеей ученого). Чем больше опытов, фактов, - тем точнее будет научный вывод. Если бы опытных фактов для какого-нибудь научного исследования накопилось бесконечно много, тогда и вывод приблизился бы к абсолютной истине. Искусство для своего обобщения не стремится к количеству опытов. Искусство стремится к поискам характерного факта... Вы встречаете человека, говорите с ним и вы чувствуете, что на основе этого человека вы создаете тип эпохи. Возможен такой случай? Возможен. Искусство, я повторяю, основано на малом (сравнительно с наукой) опыте, но на таком, на котором путем у в е р е н н о с т и художника, "наглости" художника, вскрываются...
    8. Барон
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    Часть текста: озерами – шли низкие облака, сваливаясь у края земли в тяжкие серые вороха. Всего сильнее дул ветер на ротонду городского сада, сбивал с ног редких прохожих, лепил одежду, гнул шляпы, подхваченные рукой, раскачивал на высоких столбах фонари, а гимназисту, глядящему в бинокль, врезал в щеки резинку от картуза и, залетев в рукава, надул пальто горбом. – Исторический ландшафт, – сказал гимназист и, спрятав бинокль, вынул из футляра фотографический аппарат и стал наводить. В это время между его прищуренными глазами и ландшафтом прошел худой и высокий человек, одетый странно. Длинные ноги его были обернуты онучами и обуты в поршни, зеленые штаны по коленям заплатаны; верблюжья короткая куртка сидела коробом, до того была стара; на впалой груди перекрещивались ремни, держа за спиной ягдташ, патронную сумку, ружье и мешок; зябкие руки засунуты в карманы; плечи покатые, а на длинной шее сидела необычайно красивая голова – римская и спокойная, хотя на ней и был надет рыжий котелок с петушиным пером на затылке. – Ах, чтоб тебя, – проворчал гимназист и, продолжая нажимать грушу, испортил исторический ландшафт, сняв на нем странную фигуру охотника, который, перевалясь через балюстраду, принялся спускаться по косогору вниз к реке. Затем гимназист повернулся спиною к ветру и пошел из сада и в тот же день поехал далее. Пленку же с изображением забавного человека проявил только через месяц, отпечатал и наклеил в альбом. 2 Ничего нет нуднее в деревне, как последний час перед ужином… Хозяйка, прислушиваясь к звону тарелок, вдруг перестает понимать гостя и, пробормотав что-то, уходит, вдалеке хлопнув дверью, откуда доносится кухонный запах. Гость не знает, что ожидает его, когда скажут «пожалуйте», и у него сосет… Ламп еще не зажигали; хозяин, сидя на стуле, спиной к окну, пробует и так и этак...
    9. Старая башня
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    Часть текста: корпус и домна, которую еще тогда окрестили Матреной. Владельцы, князья Пышковы, жили в правом крыле корпуса и, так как в те времена никто не мог считать себя безопасным от набегов диких башкир, построили посреди озера на острове сторожевую башню в два этажа с подвалами для пороха и казематами и впоследствии только надстроили третий этаж, утвердив на нем часы, белый циферблат которых вы видите до сих пор в ясную погоду. Привольно и богато жилось князьям, и ежегодно устраивали они рабочим и простому народу пир; зажигали тогда по окнам плошки, на дворе разбивали столы с мясом, хлебом и пивом, и всю ночь горели кругом бочки, налитые смолой. Молодежь пела песни и плясала под музыку, а после ужина сам князь выходил в круг отхватить «русскую» с фабричной красоткой. В один страшный для России год, как раз во время пира, подул с озера сильный ветер, и все услышали, как часто и гулко звонили часы… Князь, который только что собирался присесть, чтобы выкинуть невиданное колено, остановился. Замотал головой и упал на лицо, мертвый. Полил сильный дождь, переполнил бочки, и смола, треща огнем, поплыла поверх воды, поджигая деревья и службы… Озеро с ревом хлестало через плотину черные волны. В этот час пришла на завод чума и косила людей не переставая, а часы звонили всю ночь. Погиб народ, перемерли все владельцы, иные здесь, иные в столицах, где даже царских чертогов не побоялась черная смерть. Завод отошел к опеке. Часы с тех пор бросили заводить, боялись даже подъезжать к башне, и, странная вещь, перед несчастьем каждый раз звонит часовой колокол ровно три раза. Таково предание. Вы всматривались когда-нибудь с циферблат – стрелки показывают три? Учительница Лялина вздрогнула и посмотрела в окно, отчего и без того большие глаза ее стали круглые и темные. К ней наклонился молодой инженер Труба, спрашивая тихо: – Вы боитесь? – Не знаю, – ответила учительница, покраснела и сморщила губы. Инженер Труба недавно приехал из Петербурга и был совсем новый, не похожий на...
    10. Пауткин Л.И.: Толстой А. Н. Биобиблиографичекая справка
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: губ.- 23.11. 1945, Москва] - прозаик, драматург, публицист. Классик советской литературы, общественный деятель, академик (с 1939 г.). С предшественниками-однофамильцами Л. Н. Толстым и А. К. Толстым у него общий пращур - сподвижник Петра I граф П. А. Толстой. Отец писателя Николай Александрович Толстой, предводитель самарского дворянства, не участвовал в воспитании сына, рождение которого совпало с семейной драмой. Мать Т. Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева, двоюродная внучка декабриста Н. И. Тургенева, женщина образованная и писательница, ушла от мужа, не выдержав его тяжелого характера и бездуховности тогдашнего самарского окружения. Она соединила судьбу с Алексеем Аполлоновичем Бостромом, небогатым помещиком, интеллигентом передовых убеждений, который заменил Т. отца. Детство будущего писателя до поступления в реальное училище прошло в имении отчима, на хуторе Сосновка. Мальчик получил хорошее домашнее воспитание. Он рос в обстановке семейного согласия, литературных интересов, демократических идей. Рано познакомился с русской классической литературой. Зимними вечерами, вспоминал он, "вотчим обычно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева", а лет с десяти Т. сам "начал много читать - все тех же классиков" (Полн. собр. соч.- Т. 1.- С. 80, 81). Игры с деревенскими детьми, участие в хозяйственных делах взрослых, а главное - ...